В конце доисторического периода во многих общинах были специалисты, которые могли изготовлять металлы иногда совсем примитивными, а иногда очень совершенными методами и искусно их обрабатывать.
Технические и художественные способности этих злато и среброкузнецов, бронзо-литейщиков, мастеров по стальным изделиям и т.д. вызывают огромное восхищение и у специалистов нашего времени, особенно если учесть, какими примитивными инструментами были сделаны эти произведения искусства, предназначенные зачастую для повседневного употребления. Уже тогда должны были существовать мастерские, которые могли выполнять крупные заказы.
Так, в одном из храмов бога Тота был найден водопровод длиной 400 м из кованых медных труб. В Древнем Египте при многих храмах были мастерские, в которых особо доверенные специалисты (возможно даже жрецы) занимались технологическими и химическими процессами. Они умели не только получать и обрабатывать металлы, но и изменять их цвет и другие свойства (твердость, температуру плавления), добавляя к ним присадки.
О добавках свинцовых руд или свинца для снижения температуры плавления меди, производстве бронзы и латуни мы уже говорили. Тогда же из попыток придания металлу различных цветов возник способ имитирования, или фальсификации, благородных металлов.
В двух написанных по-гречески папирусах. которые, однако, являются пересказом более древних египетских источников, так называемых Лейденском и Стокгольмском папирусах, были найдены рецепты имитации сплава серебра с золотом «азем» путем добавки серебра к светлой бронзе, а также рецепты получения «двойного» и «тройного» азема путем добавки других металлов, в основном меди. Если какая-то часть тех старых мастеров и верила сначала в такое «умножение» металла, то его внешний вид должен бы рассеять это заблуждение. Поэтому можно считать, что в этих папирусах описаны обыкновенные способы подделки. Все же из этой сомнительной тайной науки, которая приносила жреческой касте несомненные доходы, выросли основы современной химии.
Однако ни полезность этого искусства, ни тайна, которой оно было окружено, не дают нам основания считать, что люди, занимавшиеся наукой, были одновременно и рабочими на этой исключительно «грязной» работе. Нельзя забывать, что греческая философия была направлена в основном на духовную деятельность, а любая физическая работа, особенно работа с металлом, считалась недостойным занятием. При этом дальше всех пошел Аристотель, которому приписываются слова: «Нам нужны красильщики и парфюмеры, но мы считаем их презренными ремесленниками, быдлом».
Правда, такие «возвышенные» взгляды уже и в то время разделяли далеко не все. Прекрасным свидетельством этому служат строки из гомеровской «Илиады» с описанием щита Ахилла, искусно изготовленного из нескольких металлов*. Хотя изготовивший этот щит мастер и носит имя бога кузнечного мастерства Гефеста, эти строки остаются памятником восхищения высоким профессиональным мастерством, искусством и творческим поискам древних металлургов:
Сам он в огонь распыхавшийся медь некрушимую ввергнул.
Олово бросил, сребро, драгоценное злато; и после
Тяжкую наковальню насадил на столп, а в десницу
Молот огромнейший взял, и клещи захватил он другою…
Сделал на нем отягченный гроздием сад виноградный.
Весь золотой, лишь одни виноградные кисти чернелись;
И стоял он на сребряных, рядом вонзенных подпорах.
Около саду и ров темно-синий, и белую стену
Вывел из олова; к саду одна пролегла тропина…
Нива, хотя и златая, чернеется сзади орющих,
Вспаханной ниве подобясь; такое он чудо представил.