Влияние положений Парменида особенно чувствуется в теориях двух философов, которых мы сегодня считаем самыми прогрессивными мыслителями своего времени, – Левкиппа и Демокрита.
Левкипп из Милета (около 490-420 гг. до н.э.) был, вероятно, учеником Парменида. Однако он не разделял его отрицания чувственного восприятия и поэтому пытался уничтожить противоположность между чувственным миром и умственной моделью. В качестве основы протекающих в природе процессов он принял противоположность между «полнотой» (существующим) и «пустотой» (несуществующим). Таким образом, основной мыслью его философии было именно существование пустого пространства. «Полнота» же, как считал Левкипп, состоит из мельчайших неделимых далее первотел («атомов»), различающихся между собой по форме, но по сути состоящих из одной и той же первоматерии.
Различные вещества возникали, по мнению Левкиппа, в результате различных сочетаний атомов; чувственное восприятие тоже вызывалось атомами (их «эманацией») . Поэтому чувственное восприятие хотя и не соответствует действительности непосредственно, но дает ее картину целью множества энтузиастов, которых называли алхимиками (от арабо-египетского слова, значение которого до сего времени непонятно).
Философскому камню приписывали также свойство вылечивать все болезни и продлевать жизнь. Его возникновение из бесформенной первоматерии (под этой первоматерией часто подразумевали свинец: его присутствие в золоте и серебре укрепляло веру алхимиков в возможность превращения металлов) было для алхимиков божественной тайной, сравнимой с рождением и воскрешением бога. Вероятно, они вспоминали об умерщвлении и воскрешении египетского бога Озириса; это неудивительно, ведь люди древности и средневековья любой химический процесс рассматривали как тайну.