Разработчик сайта, Мухитова Влада, приветствует жюри конкурса "Лучший образовательный сайт - 2012"

Всё о химии

Хватило на двадцать веков

 Теория элементов Аристотеля была искусным сочетанием наблюдений над природой и абстрактной логики. Очень многие вещества могли гореть, значит, они должны содержать в себе огонь. Не горящая далее и нерастворимая в воде зола имела те же свойства, что и земля. Многие вещества могли испаряться, следовательно, они должны со-цержать в себе воздух; вода, которая и сама по себе была элементом, при этом переходила в воздух. И все плавящиеся вещества должны были содержать воду: ведь ее основное состояние — жидкое.

Такая логическая связь четырехэлементного учения (эфир не учитывал-1 Я, так как он не принимал участия в химических процессах) с непосредственно наблюдаемыми в природе явлениями была настолько убедительной, что примерно в течение двух тысячелетий считалась неопровержимой. Даже несколько отклоняющиеся от этой теории взгляды Парацельса были в принципе разновидностью учения Аристотеля. Только в 1661 г. Роберту Бойлю удалось своей книгой «Химик-скептик» пробить брешь в здании этой теории, а окончательно она была «списана в архив» лишь в 1787 г. в результате работ Лавуазье.

Теория мирового эфира была опровергнута только в 1881 г. Майкельсоном, но некоторые философские воззрения Аристотеля серьезно обсуждаются и в наше время. Отсюда понятно, почему взгляды Аристотеля царили в науке и считались единственно правильными, а атомистическая теория не имела большого распространения.

Следует учесть, что атомистика немыслима без предположения о существовании пустого пространства, а круговорот элементов по Аристотелю не нуждается в этой гипотезе, так как элементы просто меняются местами. Кроме того, подчеркивание чувственно воспринимаемых свойств и явлений приводит к тому, что количественные исследования, хорошо известные из физики, в химии не представлялись необходимыми и даже считались излишними.

Все же атомистическая теория не была совершенно забыта. Не говоря уже о том, что некоторые ее основные положения (как сказано выше) были использованы Платоном, эта теория вошла в учение Эпикура (342— 271 гг. до н.э.) и его учеников — эпикурейцев. Хотя учение эпикурейцев и было материалистическим, оно было достоянием очень узкого круга избранных и весьма сильно подчеркивало роль личности. Таким образом, атомизм не особенно был развит эпикурейцами, скорее он служил им опорой их воззрений. Ведь греческое слово «атомон» означает как «атом», так и «личность».

Поскольку вследствие этого атомизм противоречил господствующим в то время мировозрениям, имеющим сильную мистическую окраску, вплоть до XIX века его считали эксцентричной добавкой к современной этике или теорией некой непопулярной секты. Лишь немногие ученые, значительно опередившие свое время, понимали истинность этого учения. Поэтому в последующих главах мы будем заниматься преимущественно историей развития четырехэлементного учения.