|
Керамика
Керамические
изделия широко представлены в быту и строительстве. Слово керамика
настолько прочно вошло в русский язык, что мы удивляемся, когда узнаем,
что оно иностранного происхождения. На самом же деле слово керамика
берет свое начало из Греции. Греческое слово keramos означает – глиняная
посуда. Керамические изделия издревле получали обжигом глин или их
смесей с определенными минеральными добавками. Раскопки показывают, что
керамические изделия производятся человеком с эпохи неолита (8...3 тыс.
лет до н.э.). Поскольку глины весьма распространены в природе, гончарное
ремесло широко и часто независимо развивалось в различных частях света,
относительно легко перенималось и распространялось.
Глины – несцементированные осадочные породы с преобладанием определенных минералов, которые по химическому составу являются гидроалюмосиликатами. Геологи различают около шестидесяти различных видов глин. В настоящее время считают, что для глинистых минералов характерно наличие слоев, включающих атомы кремния, окруженные четырьмя атомами кислорода [SiO4], и атомы алюминия, окруженные шестью атомами кислорода [AlO6]. Основными свойствами глин являются пластичность и огнеупорность. Порошок глины, замешанный с водой, образует вязкое тесто, способное формоваться и сохранять приданную ему форму. Обожженное в огне тесто приобретает каменистую твердость и крепость. На этих двух свойствах глины зиждется керамическая промышленность – одна из самых древних на Земле и в прошлом одна из самых важных по своему значению для прогресса человека. Еще в древние времена было установлено, что хорошая связанность и вязкость глины, идущей на изготовление керамических изделий, достигается ее промораживанием. Для этого глину помещают в бурты высотой 0,7...0,8 м, поливают водой и закрывают землей. Например, для производства высококачественной черепицы промораживание в буртах проводят до семи лет. Первыми керамическими изделиями были строительные материалы: кирпич, плитки, черепица и другие, поскольку они имеют простую форму и более доступны в изготовления. Хозяйственная посуда и емкости: тарелки и блюда, горшки, кувшины, амфоры и др. – требовали более высокого искусства при формовании и обжиге. В третьем тысячелетии до н.э. был изобретен гончарный круг. Это был важнейший шаг в гончарном производстве, так как он позволил резко повысить производительность труда ремесленника и изготавливать посуду с гораздо более тонкими стенками. Вслед за изобретением гончарного круга для изготовления посуды Типа тарелок стали применять шаблоны, что было следующим шагом в налаживании массового производства керамических изделий. Керамика по сравнению с металлами, стеклом, деревом в наименьшей степени подвержена атмосферным воздействиям и потому образцы древнейших керамических изделий дошли до наших дней в сравнительно хорошем состоянии и в большом количестве. Они дают важную информацию историкам и искусствоведам об уровне культуры народов и об уровне развития техники различных эпох. Уже во втором тысячелетии до н.э. две крупные греческие цивилизации: островная (Крит) и континентальная (Микены) – имели очень высокий технический и художественный уровень керамического производства. Образцы микенского керамического искусства периода с X по VIII в. до н.э. содержали в себе зародыши будущего классического греческого искусства. По виду декора, которым украшались вазы и другие керамические изделия, этот период искусствоведы называют геометрическим, а по месту самых крупных при раскопках находок – периодом дипилонского стиля. Его характерной чертой было лентообразное ритмическое расположение геометрических мотивов, в том числе и заимствованных из природы. В VII в. до н.э. керамика заняла важное место в совокупности памятников, которые, вместе взятые, мы воспринимаем как древнегреческое искусство. Этот период характеризуется образцами керамических изделий, сочетающих в себе высокий технический уровень и тонкий художественный вкус, выражающийся в целесообразности форм изделий и способах их декорировки. В это время уже произошло разделение труда и использовалась специализация в осуществлении последовательных производственных операций. К вопросам художественной ценности керамических изделий мы еще вернемся. В настоящее время керамические материалы делят на грубые и тонкие. Первые характеризуются высокой пористостью и высоким водопоглощением (не ниже 5...10%). К ним относятся строительный кирпич, терракота, стенная майолика, плитки для пола, черепица. Тонкую керамику, в свою очередь, делят на пористую и плотную. К тонкой пористой керамике относят фаянс, полуфарфор, белую и цветную майолику, а к тонкой плотной керамике – фарфор. Терракота
Дренажные трубы Дренажные
трубы применяют при мелиоративных работах в сельском хозяйстве, при
осушении торфяных болот, а также при осушении местности под зданиями и
сооружениями.
Майолика
близка по свойствам и качеству к терракоте, только в отличие от
последней покрыта глазурью. Глазурь придает изделию
влагонепроницаемость, предохраняет от загрязнений, улучшает внешний вид,
повышает прочность. Для грубых керамических изделий, к числу которых
относится и майолика, доступной и дешевой является соляная глазурь. Для
ее нанесения на поверхность изделия в топку раскаленной печи
(1040...1180°C) вводят каменную соль (NaCl) и водяной пар. При этой
операции в окислительной атмосфере цвет изделия будет коричнево-желтым, а
в восстановительной – серым. Изделия, покрытые соляной глазурью, имеют
неровную поверхность, что снижает качество изделий. При соляном
глазуровании происходит гидролиз хлорида натрия и хорошие глазури имеют
состав от Na2O·0,5Al2O3·2,8SiO2 до Na2O·Al2O3·5,5SiO2.
До
изобретения фарфора фаянс был самым ценным керамическим материалом. От
фарфора он отличается гораздо большим содержанием глины (до 85%) и
характеризуется гораздо более высокой пористостью, водопоглощением (до
20%), а также меньшей, по сравнению с фарфором, механической прочностью.
Температура обжига фаянса значительно ниже (вплоть до 950°C), чем
температура обжига фарфора. В зависимости от качества глины цвет фаянса
изменяется от белого до кремового. По причине высокой пористости фаянсы
всегда покрывают глазурью. Поэтому некоторые виды майолики приближаются к
фаянсу. Глазурь может быть прозрачной, цветной или глушоной. Введением в
состав фаянсовой массы шамота – алюмосиликатного материала, содержащего
30...45% оксида алюминия Al2O3 и 54...70% диоксида кремния SiO2,
получают шамотированный фаянс, который обладает повышенной
термостойкостью и устойчивостью к ударам. Из такого фаянса изготавливают
ванны, раковины и другие санитарно-технические изделия. |
|
Copyright MyCorp © 2024 | Конструктор сайтов - uCoz |