Стекло сопутствует человеку на всех этапах
истории его развития. Начало стеклоделия теряется в глубине веков и,
постоянно развиваясь, продолжается до наших дней. Однако , как это ни
странно, в современной науке не существует ни единой теории строения
стекла, ни единой теории его происхождения. Излагаются лишь наиболее
распространенные предположения.
Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим
(79 г. н.э.). "Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устью
реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они
готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под
котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и
смешались с береновым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и
явилось началом стекла."
В более поздние времена не раз предпринимались попытки воспроизвести
этот опыт, но они оказались безуспешными. Так, "теория" Плиния - всего
лишь легенда.
Есть теория, что рукотворное стекло было изобретено случайно, как
побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий
происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома
или тростник. Образующаяся при сгорании зола, то есть щелочь, при
высокой температуре в контакте с песком давала стекловидную массу.
Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавления меди.
Самым древним из найденных на сегодня изделий из рукотворного стекла
считается светло-зеленая бусинка размером 9х5,5 мм, обнаруженная в
окрестностях города Фивы - датируется 35 в. до н.э.
Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло -
материал, возникший в результате оплавления скальной породы при
извержении вулкана (обсидиан), ударе молнии или метеорита (тектит).
Самая распространенная его разновидность - обсидиан, природное
вулканическое стекло, из которого древний человек изготавливал
разнообразные орудия. Но и в более поздний период развития человечества
обсидиан не был забыт, о чем говорит факт нахождения многочисленных
обсидиановых изделий на территории Египта.
Иногда считают, что природные стекла - обсидианы и тектиты - натолкнули человека на создание их искусственных аналогов.
Так или иначе, начало древнего стеклоделия восходит к середине
IIIтысячелетия до н.э. и связано с цивилизациями в долинах Нила, Тигра и
Эфрата, островом Крит и отдельными народами, например, финикийцами. В
Египте производство стекла достигло расцвета ко времени ХУШ династии
(1560-1350 г.г. до н.э.), когда центром стеклоделия стала столица -
Фивы. От этой эпохи до нас дошли стеклянный кувшин и бусина с именем
фараона Тутмоса Ш. Бусы явдяются древнейшими предметами, целиком
сделанными из стекла. Такие бусы носили представители царствующего дома,
и они являлись не столько украшениями, сколько амулетами. Это были
предметы роскоши, доступные только очень влиятельным и состоятельным
людям.
Египтяне производили цветное стекло, тогда как в Месопотамии
предпочитали прозрачное. Первыми стеклянными изделиями были украшения -
бусины, палочки, полоски. Однако уже в ХУ1 в. до н.э. в Месопотамии
научились делать стеклянные вазы, их фрагменты найдены современными
археологами.
Примерно в то же время секретом производства полого стекла овладели в
Египте. Египетские мастера помещали форму, сделанную из спрессованного
песка, в расплавленное стекло и поворачивали форму таким образом, что
стекло оседало на стенках формы. Затем форму со стеклом вынимали, песок
удаляли, заготовку остужали и производили окончательную обработку. До
нас дошли три вазы тех времен, на которых стоит имя фараона Тутмозиса
III (1594 - 1450 гг. до н.э.), который привел стекольщиков в Египет как
военнопленных после удачной кампании в Азии.
Археологам удалось обнаружить и остатки древних стекольных мастерских на
восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад. Там
сохранились тигли для варки стекла, по форме напоминающие маленькие
бочки высотой 40 см и диаметром 27 см в широких местах и 23 см - в
узких.
Позже стекло начали производить в Микенах (Греция), Китае и Индии. С Х
века до н.э. можно говорить о производстве стекла на Дальнем Востоке. А с
IX века до н.э. центром стеклоделия стала Александрия, откуда оно
распространилось в Рим.
Древние стеклянные изделия обычно были окрашены в зеленоватый или
коричневатый цвет из-за примесей к стеклу. Особенно дорого ценились
изделия из бесцветного стекла. Известно, что римский император Нерон
(37-68 н.н. н.э.) зарлатил за две чаши из бесцветного стекла золотом,
превышающим их вес.
Из цветных стекол научились изготавливать подделки под драгоценные
камни. Эти подделки ценились наравне с драгоценностями из природных
камней. Известно, что с древних времен камням-самоцветам приписывались
чудодейственные свойства, которые помогают их обладателям. Так,
считалось, что сапфир придает ясность мыслям и излечивает проказу;
смарагд (изумруд) отгоняет дурные сны, отводит черные мысли и
успокаивает сердце; юирюза приносит счастье в любви; аметист смягчает
злобу, обуздывает ветер и предохраняет от опьянения; юериллий - добрый
спутник странников и издечивает бельма; гранат или антракс дает
носяшемуего власть над людьми и будит любовные страсти: яшма исцеляет
все болезни и так далее. Эти же свойства приписывались и цветным
стеклам. Уже в древнем Египте умели изготавливать цветные бусы в
подражание многим драгоценным камням.
Прекрасные образцы стеклянных скарабеев (египетских священных жуков)
хранятся в московском Музее изящных искусств имени Пушкина.
Первая "инструкция" по производству стекла датируется примерно 650 г. до
н.э. Это таблички с указаниями, как делать стекло, находившиеся в
библиотеке ассирийского царя Ашурбанипала (669 - 626 гг. до н.э.).
Большой переворот в стеклоделии произвело открытие метода выдувания
стекла. Это произошло в период между 27 г. до н.э. и 14 г. н.э.
Нововведение приписывается сирийским мастерам, жившим в районе Вавилона.
Для выдувания стекла применялась тонкая металлическая трубка, мало
изменившаяся с тех пор. Этот метод позволил существенно разнообразить
формы стеклянных сосудов.
В 1 веке н.э. стеклоделие проникло из Египта в Италию и затем
распространилось по всей Римской империи. Рим становится крупнейшим
центром стеклоделия, возникают многочисленные мастерские в Испании,
Галлии (современная Франция), Южной Бритпнии, Германии и по северному
побережью Черного моря на территории современной Украины.
В последнем веке до н.э. стеклоделие интенсивно развивалось в Римской
империи. Именно римляне начали использовать стекло в архитектурных
целях, особенно после открытия прозрачного стекла путем введения в
стекломассу оксида марганца (около 1 века до н.э. в Алек
На рубеже старой и новой эры в Риме появились первые стеклянные окна. И
хотя тогда они отличались плохими оптическими свойствами, они считались
признаком роскоши. Цицерон говорил: "Беден тот, чье жилище не украшено
стеклом".
С падением Западной Римской империи (476 г.) и возникновением на ее
развалинах варварских Германских государств стеклоделие в Западной
Европе приходит в упадок, а его центр перемещпется в новую столицу мира
Константинополь.
Основав новую столицу в Византии, римский император Константин очень
заботился об ее украшении и переселил теда ремесленников и зудожников из
Рима, привлекая их различными лбготами. Многие категории ремесленников,
и стеклоделы (зеркальщики, мозаичники) в их числе, были освобождены от
податей. Константинополь сохранял свое первенствующее положение в
стеклоделии на протяжении многих веков. Особенно широко известна
византийская цветная мозаика, которой украшены многочисленные церкви
Италии и Греции. Эту мозаику называли просто "греческим стеклом".
В 607 году возникла Венеция, и там сразу же появились стекольные
мастерские. С 1Х века Венеция начала конкурировать с Константинополем.
Венецианские мастера разработали собственные секреты составов и методов
изготовления стекол. Хорошо известны венецианская мозаика и витражи,
украшающие церкви в самой Венеции и в Северной Италии. После взятия
Константинополя крестоносцами (1204 г.) Венеция остается единственным
мировым центром стеклоделия.
Венецианские купцы, плававшие по всему Средиземному морю, обеспечивали
итальянских мастеров секретами сирийского стекольного производства и
знакомили итальянцев с традициями исламского искусства. Венецианские
стекольщики не имели себе равных в Европе. В это время венецианцы
завезли из Константинополя бесценные образцы восточного стекла, завладев
некоторыми важными тайнами ремесла. Власти хорошо понимали важность
стекольного производства для города и устанавливали протекционистские
условия для местного стекла и одновременно защищали секреты его
изготовления (запрещался импорт стекла в Венецию, иностранным
мастерам-стеклоделам не разрешалось работать в Венеции, а сырье для
изготовления стекла запрещалось вывозить за границу).
Венецианские мастера достигли высокого совершенства в изготовлении
различных украшений и сосудов. Венецианским изобретением являются
"сосуды в сетке", вазы-диатрета, "венецианское стекло" обычно
декорировано золотом, цветными стеклянными нитями, мелкими пузырьками
("мошкой"). Основной специальность стеклоделов было изготовление
украшений из цветного стекла - бус, бисера, искусственного жемчуга,
поддельных драгоценностей и полудрагоценных камней. Особого внимания
заслуживаюь подделки под медный авантюрин, яшму и агат как наиболее
сложные в исполнении. Большой известностью пользовались венецианские
зеркала. Известно, что венецианский посланник поднес зеркало Марии
Медичи в качестве свадебного подарка (1600 г.). Оно имело размеры всего
14 х 16 см, но не имело цены.
В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе.
Венецианские дожи подносили изделия Мурано в качестве драгоценных
подарков важным персонам, посещавшим город. Современники искренне
поражались, что из стекла - малоценного, в сущности, материала -
муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.
В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой. Его
приобретают повсюду как предмет роскоши. Творения муранских мастеров
достигают невероятной тонкости. В буквальном смысле слова. Сосуды
смущают своей невесомостью, стеклянная масса поражает феноменальной
чистотой и прозрачностью. Изображения традиционной прозрачной
венецианской посуды можно во множестве встретить на полотнах итальянских
живописцев.
Стеклодув.
Самым ходким товаром в эту пору были люстры, богато украшенные гроздьями, цветами и листьями, - незаменимая и необходимая принадлежность убранства времен Людовика XV.
Вплоть до XVIII века Сенат принципиально восставал против всяких заграничных нововведений в области стеклоделия, стараясь сохранить в чистоте национальный характер венецианской стеклянной продукции.
Цены на венецианские изделия достинали эквивалента золота по весу. Мастер, принятый в цех стеклоделов, получал дворянское звание. Брак между таким мастером и дочерью знатного дворянина не считался мезальянсом. Но стеклоделам было запрещено покидать пределы Венецианской Республики, а выдача профессиональной тайны каралась смертью.
С развитием стеклоделия в городе участились пожары. Под этим предлогом в ХIII веке все стекольные мастерские были переведены на остров Мурано в двух километрах от столицы. (С того времени венецианское стекло стало называться "муранским", а этот остров до наших дней является символом высококачественного стекла.)
Но была и другая причина. По византийскому законодательству, "варварам" (иностранцам) запрещалось платить золотом за привозимые ими товары и продавать им предметы роскоши. "чтобы соблазненные вкусом таковых не решились бы с большой легкостью вторгаться в пределы государства". Эмбырго распространялось и на стекло. Существовала специальная полиция, следившая за соблюдением не только этого закона, но и за строжайшим сохранением секретов мастерства. Фактически стеклоделы жили на своем острове на положении арестантов, находящихся под домашним арестом. Были известны случаи, когда мастер, обманув бдительность стражей, перезжал в одну из европейских столиц, чтобы открыть там мастерскую. В обязанности полиции входило следовать за преступником, найти его и убить. Поэтому многие секреты венецианских мастеров оказались утраченными безвозвратно.
Трагическая страница истории Мурано - оккупация острова в 1797 году французскими революционными войсками и уничтожение в 1806-м всех цехов и корпораций во имя свободы, равенства и братства.
Своим возрождением в середине XIX века венецианская стеклянная промышленность обязана адвокату из Виченцы Антонио Сальвиати - горячему патриоту и великому дельцу. При финансовой поддержке двух англичан, больших поклонников венецианской старины, Сальвиати основал завод в Мурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий, "подражавших" великим образцам прошлого. Это было возвращение к былой славе.
С тех самых пор интерес к венецианскому стеклу ничуть не ослабевает. В мире достаточно коллекционеров, регулярно пополняющих свои собрания, в том числе на представительных европейских аукционах. Вещи с авторским клеймом Мурано не то что не выходят из моды, но только прибавляют с годами в цене. Ряд обстоятельств делает их вожделенными для знатоков изящного, ведь эти предметы - из тех, что неизменно создают атмосферу праздника.
Сегодня, как и много лет назад, на острове Мурано открываются новые фабрики и мастерские. И как много лет назад, изготовление стеклянных предметов - от посуды до зеркал - осуществляется лишь тремя способами: выдуванием, литьем и прессованием. Необходимо заметить, что последние два были изобретены только в XIX веке, так что старые мастера пользовались единственным приемом - выдуванием. Технология эта применима только к стеклу и ни к какому более материалу. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом - грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух... За две тысячи лет железная трубка мастера-стеклодела не претерпела серьезных изменений.