В период с III по XVIII век было написано множество работ по алхимии, в первую очередь о получении золота и понятии философского камня. Кроме трудов, в которых более или менее четко авторы придерживались четырехэлементной системы, было множество работ, в которых говорилось о двух противоположных, но в основе своей взаимосвязанных явлениях природы, составляющих сущность алхимии. Эти два начала представляли различными символами: огонь и вода, Солнце и Луна, лев и лилия, но особенно часто применяли символы короля и королевы как брата и сестры или как мужчины и женщины.
Некоторые ученые считают, что такие воззрения представляют собой переработку греческих теорий арабами, которые, хотя и признавали аристотелеву четырехэлементную систему, но полагали, что она образована двумя другими элементами — серой (горючее начало) и ртутью ( металлическое начало), а остальные элементы являются вторичными по отношению к этим двум и возникли из них. Те же взгляды разделяли (возможно, и независимо от арабов) китайские алхимики, которые надеялись продлить человеческую жизнь путем объединения принципов «ин»и»янь».
Реакция ртути и серебра, при которой образуется киноварь (сульфид ртути), рассматривалась алхимиками как мифическая «свадьба»; ее описывали и изображали на рисунках. Гете в «Фаусте» описывает эту «свадьбу» так:
Являлся красный лев — и был он женихом,
Ив теплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их в сосуд перемещали.
Здесь «красным львом» именуется сера (так алхимики зашифровывали также золото), а «лилией» считают ртуть (правда, алхимики называли лилией и серебро).
Но искомое золото таким путем получить не удавалось. Поэтому было высказано предположение, что для завершения «большого дела» нужен еще один компонент. Этим компонентом был признан уже упоминавшийся философский камень. Его олицетворял иногда «Гермес Трисмегист», «троекратный Гермес», греческое божество, которое алхимики считали своим духом-покровителем. Греческий бог Гермес соответствовал римскому Меркурию, а планета Меркурий была соотнесена со ртутью. Гермеса Трисмегиста рассматривали в мистическом воскрешении одновременно как жертву и ертвоприносителя. Таким образом, возникала параллель между этим «герметическим» (по имени Гермеса) процессом и христианским учением о воскресении Христа и о троице.
и до нашего времени, но приобрело другой смысл — замкнутого пространства. Это неудивительно: ведь ‘»свадьбу» ртути и серы алхимики устраивали в закрытых сосудах, иначе сера сгорала бы.
Однако и новые теории «большого дела» не привели к успеху. Золота не получалось. Алхимики объясняли это неблагоприятным влиянием звезд или высказывали положение, что алхимия — наука скромных, и тот, кто стремится только к получению золота, никогда не сможет открыть эту тину. Видный историк алхимии Э.фон Липпман считал, что среди алхимиков были ученые, стремящиеся познать тайны природы, причем это желание сочеталось с глубокой религиозностью. К таким ученым относятся Роджер Бэкон (около 1214-1294 гг.) и Раймонд Л уллий (1235-1315 гг.).
По мере того как алхимия все глубже увязала в мистических умозрениях, она вызывала критику со стороны серьезных ученых, таких как Аль-Порт Великий, Леонардо да Винчи, Роберт Бойль и др. А среди алхимиков множились между тем пройдохи и обманщики. Мошенники фабриковали »ихимические писания, относящиеся якобы к сказочной старине и написанные малопонятным языком; эти «труды» выпускали под именами из-нпстных авторов (даже упоминавшемуся Гермесу Трисмегисту приписы-иистся по меньшей мере 36525 таких «трудов»).
«Делатели золота» надумали легковерных князей, демонстрируя им «трансмутацию», т.е. превращение металла в золото, для чего они незаметно подбрасывали золото в тигель во время плавки или плавили металл в тигле с двойным дном. Самые искусные «делатели золота» использовали соли золота и могли при хорошей работе получать сплавы, которые лишь с трудом можно было отличить от золота. Так, Альберт Великий писал: «У меня есть алхимическое золото и серебро, которые мне принесли для проверки. Шесть или семь раз (!) испытывал я их огнем, но если еще больше нагреть их, то сущность их разрушится и они превратятся в грязь».
Приведем отрывок из книги алхимика Василий Валентина, где он описывает получение философского камня: «Возьми во имя божье Христа Иисуса, сына Марии, ртутную руду и сделай из нее «кровавый дух», добавив спирт (?), азотную и соляную кислоты (царскую водку !). Из этого кровавого духа сделай «уксус», добавляя аммиак и углекислый калий на сильном огне. Добавь «уксус» к осадку от кровавого духа и мешай, пока не получится красное масло (или сера?) от философского камня. Это красное масло возьми и залей его в колбу, и закрой ее глиной, и дай глине совсем высохнуть, а когда она высохнет, поставь в плавильную печь и разожги медленный огонь, и выдерживай при огне первой степени в течение сорока дней, не нагревая. Как пройдут сорок дней, оставь колбу стоять в расплаве еще сорок дней, пока ее содержимое не почернеет и смотри; за-тем, оно должно стать белым, а если оно простоит столь же долго, сколь и ранее, то ты увидишь, что кристаллы станут прозрачными как стекло и красными, а жидкость между кристаллами и будет философской тинктурой».
С этим текстом совпадают и многие другие, особенно в отношении изменения цветов. Поэтому голландский химик ван Нювенбург считает, что здесь образуются кристаллы тетрахлораурата серебра, которому приписывали свойства философского камня. Однако реакция удается лишь в случае, если ртутная руда содержит золото и серебро (а это иногда бывает). Тетрахлораурат серебра содержит 44 % золота, что могло сыграть важную роль в самообмане алхимика или в намеренном обмане «заказчика».